Ландшафтная фантазия

Японский сад камней.

04.05.2015

Японский сад камней.

японский сад камней

Говоря о японском саде, мы чаще всего подразумеваем сухой сад камней, хотя японские мастера, как известно, в течение многих веков создавали и иные традиционные сады: прогулочные, водные или чайной церемонии. По большому счету, чтобы самому разбить сухой сад по образу и подобию японских, нужно хотя бы немного разбираться в особенностях национального садового искусства и прочувствовать его философские принципы, корни которых лежат в учениях дзен-буддизма и даосизма. Не обладая этими знаниями, можно претендовать лишь на модную стилизацию, однако и такой подход позволит оригинально оформить пространство своего приусадебного участка.

японский сад камней

Сухой сад, каков он?

Его чаще всего устраивают на ровном месте, где с помощью песка, гравия, гальки и камней стараются имитировать потоки воды, бегущие по извилистым руслам, или острова, возвышающиеся над спокойной морской гладью. Считается, что такие сады настраивают человека на спокойный, созерцательный лад, оказывают релаксационное и медитативное воздействие, чему немало способствует их лаконичный, сдержанный, даже минималистический характер. Сад камней задумывают как подражание простым природным ландшафтам, выполненное с достаточно скупым использованием выразительных средств, в том числе и с точки зрения колористики. Возможно, поэтому японский сад камней способен так естественно вписываться в современную архитектурную среду. Туманная долина с выступающими верхушками гор или галечниковый пляж в месте впадения реки в море могут стать образцами для создания эскиза сада камней. Для его устройства выбирают площадку произвольной формы (чаще прямоугольной), примыкающую к границе участка, ограждению или какому-нибудь садовому сооружению. Желательно не устраивать сухой сад под пологом деревьев, чтобы впоследствии не тратить время и силы на уборку листьев. Неплохо, если с тыльной стороны сада будет однородный фон. Это может быть густая решетка из бамбуковых шестов, экран из камышовой циновки, плотная стриженая живая изгородь или хотя бы кирпичный забор. Сад камней может быть и в отдельной, замкнутой со всех сторон зеленой комнате на участке. Главное — попытаться создать уединенное, закрытое пространство, которое не будет подвергаться внешним отвлекающим факторам.

За работу!

Участок очищают от мусора, корней, со всей его поверхности на глубину 10-15 см снимают дерн. Если почва тяжелая, удаляют более толстый слой дерна, а на его место на подложку из геотекстиля слоем 10 см насыпают некрупный щебень, который сверху выравнивают крупнозернистым песком. Если место слишком низкое, для отвода лишней воды закладывают дренажную сеть с перфорированными трубами. По периметру площадку обкладывают булыжником или брусчаткой, зарывая ее на половину толщины в плотный грунт или укладывая на цементный раствор так, чтобы получился бордюр — своеобразная рама будущей картины сухого сада; Для этой же цели можно использовать плитняк толщиной 8-10 см, устанавливая его в почву вертикально и выравнивая по верхнему краю. В этих границах будет оставаться засыпка, составляющая основу всего сада камней. По периметру традиционные японские сухие сады часто оформляют не только каменным бордюром, но и полосой, отсыпанной галькой или щебнем. Следующий этап — установка камней. Их подбирают таким образом, чтобы можно было составить несколько отдельных, но взаимосвязанных групп, распределенных по подготовленной площади. Из трех-пяти камней получается группа, которая нередко выглядит более привлекательно, чем одиночный камень. И в ней соблюдают соподчинение отдельных камней, даже направление и угол их наклона может нести определенный смысл. В Японии центральный камень часто ассоциируют с изображением Будды. Для объединения отдельных камней в группе в единое целое их часто подбивают мхами или мелколистными почвопокровными. Камни должны выглядеть абсолютно натуральными, без каких-либо следов обработки или явных признаков симметрии искусственного происхождения. Это могут быть глыбы вытянутой формы или округлые валуны, напоминающие плоские холмы. Расставляя их по площадке, стараются добиться, чтобы с разных точек наблюдения группы камней слагались в общую, сбалансированную композицию, напоминающую естественную картинку природы. Учитывая вес камней, можно предварительно наметить нужные места легкими объемными предметами, например, пустыми пластиковыми горшками. Для устойчивости под крупные, высокие камни выкапывают ямы в субстрате, достаточно глубокие, чтобы как минимум 1/3 их высоты (если необходимо, то с учетом устройства фундамента) оказалась ниже уровня засыпки. Более плоские камни, как правило, не требуют серьезного фундамента. Вслед за установкой камней площадку засыпают мелким гравием или крупнозернистым песком слоем 5-7 см, стараясь выбирать холодные оттенки цвета. Помимо того, что подобная засыпка выглядит более интересно, она выгодно отличается от простого рыжего песка, используемого в строительстве. Впоследствии с помощью специальных граблей на поверхности песка оставляют борозды, имитирующие мелкую рябь на воде и круги вокруг камней-островов. Такие грабли можно самостоятельно изготовить, прикрепив к деревянному черенку полоску фанеры с зубчатым краем.

Некоторые тонкости.

Одной из главных категорий даосской философии является путь — «дао». Поэтому нередко через сухой каменистый сад пускают пошаговую дорожку из каменных плит, уложенных с разрывами. Тротуарная плитка в этом случае не подойдет, так как она будет выглядеть чужеродно. Лучше использовать толстый плитняк-пластушку из песчаника, доломита или грубо галтованного базальта. Вместо дорожки можно соорудить петляющий между камнями сухой поток, русло которого на манер рыбьей чешуи выложить небольшими плитками тонкой пластушки. В качестве материала для такого каменистого ручья обычно берут сланец, шунгит или кварцит черного, темно-оливкового, голубоватого или стального серого цвета, иногда для этого используют даже темную черепицу. Остается сказать, что элементы, из которых состоит сухой сад, бывают ограничены исключительно камнем в разных его проявлениях, растений может и вовсе не быть. Однако иногда они присутствуют в композициях, например, в виде подбивающих камни мхов, или имитирующих мох низкорослых трав: седумов, камнеломок, мшанок, тимьянов и других. Порой камни или даже их группы заменяют стрижеными кустарниками (рододендроны, шаровидные туи, самшит). При этом выбирают растения с наибольшим периодом декоративности и по возможности вечнозеленые. В некоторых случаях в садах камней находится место и для небольших стриженых сосен — ниваки (садовый бонсай) в одиночной посадке, включаемых в состав композиции.


Комментарии (0)Просмотров (358)


Зарегистрированный
Анонимно