Ландшафтная фантазия

Освещение в ландшафтном дизайне. Тула

08.03.2014

Освещение в ландшафтном дизайне

Декоративные pathlightsСуществует огромное количество классификаций видов ландшафтного освещения и, соответственно, решаемых им задач, поскольку каждый автор очередной статьи на эту тему стремится внести собственное виденье и разработать новый порядок, тем самым, запутывая конечного потребителя и создавая возможность для недобросовестных продавцов систем освещения «ловить рыбку в мутной воде».

В этой статье мы постараемся использовать только очевидные аспекты создания систем освещения в ландшафтном дизайне, развенчать те или иные мифы, связанные с освещением при проектировании и благоустройстве приусадебного участка и дать разъяснения по наиболее часто используемым терминам.

Задачи и основные виды ландшафтного освещения

 В общем случае любое освещение призвано выполнять следующие основные функции:

  • Общий заливающий свет;
  • Акцентирующая подсветка.

Соответственно и освещение в ландшафтном дизайне не отличается особой оригинальностью в этом вопросе за исключением того, что в силу значительной эстетической составляющей в проектах ландшафтного дизайна - целесообразно выделить следующие 3 задачи ландшафтного освещения:

1. Освещение функциональных зон приусадебного участка, которое в свою очередь подразделяют наОБЩЕЕ и МАРКИРОВОЧНОЕ освещение:

Пример ландшафтного освещения

ОБЩЕЕ – используется для освещения дорожно-тропиночной сети, объектов отдыха, иных ключевых объектов, эксплуатация которых может потребоваться Вам в темное время суток.

МАРКИРОВОЧНОЕ – не освещает объекты на приусадебном участке, а только ОБОЗНАЧАЕТ их контуры. Ключевое назначение такого освещения – задать границы и определить направление движения человека в условиях недостаточной освещенности, отсюда применяется маркировочное освещение для выделения дорожек, обозначения редко используемых в ночное время дальних от дома объектов.

2. Защитаот посторонних проникновений:

ЗАЛИВАЮЩЕЕ – чаще всего применяется по периметру приусадебного участка, на входных и въездные зонах с тем, чтобы отпугнуть потенциального злоумышленника от проникновения на Ваш объект. Данный вид освещения может также использоваться на тех функциональных зонах приусадебного участка, где требуется высокая равномерная освещенность, - чаще всего это спортивная площадка и парковка. К слову, это единственный вид освещения, для которого яркий и слепящий эффект не только противопоказан, но даже приветствуется. Для дополнительного усиления «сторожевого» эффекта и с учетом высокой стоимости эксплуатации подобных световых приборов из-за значительного потребления электроэнергии – оптимально использовать т.н. «дежурный режим» работы системы, когда включение осуществляется, например, на основе работы датчиков движения или ручным способом.

3.Украшение территории и объектов в темное время суток.

Новогодняя ельДЕКОРАТИВНОЕ – наиболее забываемый в ходе проектирования системы освещения вид, который, тем не менее, крайне востребован впоследствии. Из-за «остаточного» принципа проектирования этот вид освещения в большинстве случаев сводится к световым гирляндам в зонах отдыха, в то время как в него в обязательном порядке должны быть включены еще на стадии проектирования следующие основные объекты освещения:

  • Фасад жилого дома и наиболее интересных построек на Вашем участке;
  • Ключевые в композиции сада деревья и группы растений (кустарники, цветники);
  • Садовые скульптуры и малые архитектурные формы;
  • Искусственные водоемы.

Даже если Вы не прониклись по прочтению этой статьи важностью включения в систему и этого вида освещения – постарайтесь хотя бы заложить оптимальное количество влагозащищенных розеток высоковольтного напряжения 220 В возле вышеописанных объектов. В этом случае, Вы еще не раз – в праздники, в зимнее однообразие, во время приезда большой компании родственников или друзей - сможете порадоваться своей дальновидности.

Современные светильникиПо данному виду освещения особенно при выборе капитальных его форм  - приобретайте только оборудование проверенных производителей, с ДОЛГОСРОЧНЫМИ (от 2-3 лет) гарантиями и лампами или светодиодами с длительными (от 3.000 – 5.000) часов сроками службы, поскольку сэкономив здесь - Вы не только рискуете испортить праздник, но и создаете себе сложности с заменой вышедших из строя элементов системы, которая в силу особенностей их физического размещения (фасады зданий, стволы деревьев и т.п.) требует значительных временных и материальных затрат.

К прискорбию, частым является  тот факт, что при благоустройстве приусадебных территорий больше всего внимания уделяется только первым двум задачам из этого перечня – т.е. функциональному и охранному освещениям в ущерб ландшафтному освещению как комплексу.

Да, освещение функциональных зон призвано обеспечить возможность эксплуатации той или иной зоны в соответствии с ее назначением в условиях недостаточного освещения, а также обеспечить безопасность передвижения людей и транспорта.

Свет без видимого источникаНо, ландшафтное освещение в первую очередь следует определять как использование самого света, в идеале без его видимого источника, для создания эстетических, соответствующих задуманному проекту ландшафтного дизайна, видов приусадебной территории в темное время суток. Здесь очень важно уяснить, что дизайн самого светильника, форма корпуса и т.п. в таком случае имеет второстепенное значение и относится скорее к архитектуре и дизайну объекта загородной недвижимости в целом, нежели к ландшафтному освещению.

К огромному нашему сожалению подавляющий ассортимент светильников и прожекторов для наружного применения, предлагаемый различными поставщиками в Республике Беларусь, носит кастрированный характер и не позволяет качественно реализовать ландшафтное освещение вне зависимости от стоимости и рыночного авторитета того или иного бренда.

Типичные ошибки освещения ландшафта приусадебного участка

Подавляющее большинство ошибок при разработке освещения ландшафтного дизайна возникает по большому счету по одной и той же причине – проектировщик закладывает слишком много света.  Человеческий глаз способен различать предметы при освещенности на уровне 0,1 Люкс (единица освещения в международной системе измерений), что соответствует звездной ночи при половинной луне в средней полосе, а для комфортного перемещения в пространстве человеку достаточна освещенность от 2 Люкс, какая примерно бывает в полнолуние в тропиках.

Зимняя подсветка стволов деревьевПри всем при этом, поскольку в основе любого зрительного восприятия нами объема пространства лежит контрастность или соотношение света и тени - для эстетического восприятия ландшафта вредны как полное отсутствие света, так и его избыток. Именно по этой причине профессиональные художники-пейзажисты никогда не пишут свои работы в то время, когда солнце стоит в зените – отсутствие теней делает рисунок «плоским» и практически полностью уничтожает его художественную ценность. 

Ошибка первая: Превратим ночь в день

Модель освещения участка

Проектировщик придерживается стратегии «больше – лучше» - в лучшем случае это происходит, когда в проекте используются светильники бюджетных или вообще неизвестных производителей, и дизайнер не располагает точными техническими характеристиками в части излучения светового потока этих приборов, а в худшем случае проектировщик попросту лично заинтересован в увеличении стоимости системы освещения и соответственно своих комиссионных. Следует отметить, что вторая причина чаще всего происходит не по причине жадности дизайнера, а является закономерным следствием выжимания Клиентом дизайнера по стоимости проектирования.

Закон сохранения энергии (а в данном случае сохранения заработка) никто не отменял, так что, работая с профессионалами, – торгуйтесь, но не пытайтесь получить эту достаточно сложную инженерную услугу «бесплатно».

В условиях приусадебного участка следует равномерно чередовать выделенные светом ключевые зоны участка, перечень которых зависит от привычек и образа жизни владельцев участка (входная и въездная зоны, зона отдыха, дорожно-тропиночная сеть, ключевые элементы архитектуры и насаждений и т.п.) и затененные массивы и газоны с плавным погружением в темноту менее значимых объектов приусадебного участка. Кроме этого оптимально создавать цветовые контрасты, особенно в зимнее время года, когда участок и окружающий пейзаж страдают значительным однообразием.

Ошибка вторая: Слишком яркое освещение отдельных объектов

Пример неудачного ландшафтного освещенияЗачастую данный дефект ландшафтного освещения является следствием того, что проектирование системы освещения производилось строительными специалистами, исходя только из необходимости создания общего, маркировочного и заливающего освещений. Строитель при этом пользуется только инженерным расчетом нормативного освещения той или иной зоны участка или поверхности, совершенно не принимая во внимание особенности ландшафтного дизайна. При таком подходе в темное время суток композиция приусадебного участка разрушается.

Ночной сад принимает гротескные, резко-контрастирующие очертания, выделяются возможно не те объекты, которые были запланированы дизайнером к акцентированию.

Ошибка третья: Незапланированное перекрытие зон освещения

Классический дорожный светильникКаждый световой прибор имеет свою зону освещения, в ходе проектирования эти зоны освещения налагаются на плоскость участка и анализируются проектировщиком и дизайнером на соответствие первоначальному замыслу.

При работе со светильниками и прожекторами низкого качества и в условиях отсутствия точных технических характеристик светового потока зачастую возникает соблазн запроектировать освещение с небольшим запасом, т.е. допускается пересечение и наложение зон освещения различных светильников.

В этом случае в ходе эксплуатации системы освещения появляются поверхности, на которых образуются яркие пятна света, в которых, как правило, не находится никаких интересных для наблюдателя объектов.

Ошибка четвертая: Забыли про владельцев участка

Комбинированное освещение террасыЧеловек, проживающий на территории участка, должен иметь возможность наслаждаться ландшафтным дизайном не только находясь на территории участка, но и из основных видовых точек дома. Понятно, что достичь идеального вида из всех окон дома является крайне сложной и дорогой задачей, требующей от ландшафтного дизайнера искусства японских мастеров с их знаменитыми садами камней, но обеспечить эстетический вид ночного сада из окон наиболее активно используемых помещений – обязательная задача. Если при этом в системе освещения используются светильники вблизи жилых зданий и на самих этих зданиях – важно проверить, чтобы свет от этих источников не слепил жильцов.

Ошибка пятая: Забыли про соседей

Правильное маркировочное освещениеЕсли Ваш приусадебный участок расположен не на хуторе и у Вас есть соседи – логично предположить, что они также будут освещать свой участок, при этом часть света от их системы освещения достанется и Вашему объекту. Поэтому в идеале проектировщики системы освещения должны поинтересоваться планами соседей по обустройству освещения на их участках и учесть этот дополнительный свет в ходе разработки системы, либо в случае отсутствия такой информации избегать сложных световых комбинаций вблизи границ участка с соседями.

Выводы

  1. Лучше «недосолить» систему освещения, чем "пересолить". Если Вы опасаетесь оставить какую-то важную функциональную зону с недостаточным освещением – предусмотрите вывод в нее нескольких розеток, что позволит Вам впоследствии без проблем получить дополнительные источники света.
  2. Если Вы решили использовать недорогие световые приборы (светильники и прожекторы) или световое оборудование неизвестных производителей – постарайтесь в ходе их приобретения получить от продавца не только их технические характеристики по мощности и типу используемых ламп, но и, что более важно для ландшафтного освещения, получить их световые характеристики по распределению светового потока. При такой исходной, сомнительной по нашему мнению, экономии - будьте также готовы принять на себя риски по итоговой работе системы освещения.
  3. При приеме от специалистов разработанной системы освещения проверьте: нет ли необоснованного наложения зон освещения различных светильников, учтены ли виды из наиболее используемых помещений Вашего дома, приняты ли в рассмотрение световые потоки от соседских участков.

Виды светильников для ландшафтного освещения

Кривая распределения светаРанее мы говорили о том, что ассортимент осветительных приборов для ландшафтного освещения, предлагаемый различными поставщиками в Республике Беларусь, в действительности достаточно узкий и не позволяет решить все задачи ландшафтного дизайна в полном объеме. По сути весь имеющийся реально в наличии, а не в каталогах ассортимент, для вышеописанных задач ландшафтного освещения можно свести к нескольким группам на основе т.н. кривой распределения света (КРС) или как ее еще называют кривой распределения силы света. КРС показывает как распределяется сила светового потока от источника света в пространстве в виде кривой на диаграмме, по которой можно установить как будет падать световой поток от Вашего светильника.

Светильник как арт-объектЕсли же говорить о внешнем виде световых приборов, то здесь существует следующее довольно четкое разделение. Прожекторы, которые при правильном подходе устанавливаются так, чтобы сам прибор не был заметен, не несут никакой декоративной функции, поэтому внешний вид  и отделка их поверхностей, как правило, просты, что позволяет сделать их более дешевыми относительно светильников. А вот светильники работают «круглосуточно», а именно днем даже будучи выключенными, они хорошо видны издалека и могут на отдельных участках превращаться чуть ли не в главные видовые объекты.

Это заставляет производителей уделять особое внимание дизайну, материалам, фактуре поверхностей этих световых приборов, при этом по большому счету количество стилей светильников массового производства не велико и сводится, по сути, к двум основным группам: стиль ретро «под старину» или современный дизайн «модерн».

Если Вы хотите получить оригинальные решения, например, светильники, замаскированные под естественные материалы (дерево, камень), или достичь качественной стилизации того же ретро – Вам неизбежно предстоит обращаться к ландшафтному дизайнеру, который хорошо владеет информацией о частных мастерских в Вашей местности. Прислушивайтесь к рекомендациям дизайнеров, они возможно помогут Вам победить склонность к "евроремонту" в ландшафтном дизайне, когда все проекты благоустройства похожи друг на друг, а владелец участка осуществляет озеленение, опираясь на суеверия соседей.

Традиционные или классические  парковые светильники

Классический парковый светильникХарактеризуются наиболее широко представленным ассортиментом у всех производителей светильников для ландшафтного освещения, сохраняя общие характеристики и дизайн светильников, используемых при освещении муниципальных садов и парков. Высота данных приборов может варьироваться от 0,5 до 5 метров, но объединяет их т.н. СИНУСНАЯ кривая распределения света, т.е. поток света от такого светильника направляется во все стороны. Соответственно для освещения покрытия Вашей дорожно-тропиночной сети данные светильники плохо применимы, так как значительная часть их светового потока уйдет на освещение остальных поверхностей: крон деревьев, элементов ландшафтной архитектуры, стен зданий и сооружений и т.п.

К таким светильникам, например, сильно тяготеет ассортимент столь популярной у нас торговой марки Massive , хотя не слишком много владельцев загородной недвижимости в нашей стране могут похвастаться личными парками.

Эта же особенность конструкции и распределения света у данных светильников обеспечивает СЛЕПЯЩИЙ эффект, т.е. наблюдатель видит в основном сам световой прибор, а окружающие объекты скрыты в темноте.

Несколько снижает слепящий эффект использование матового стекла в рассеивателях данных светильников, но все равно классические парковые светильники оптимально использовать лишь в случаях значительных размеров вашего приусадебного участка (протяженности от 100 метров и более) и размещать их на удаленных от основных видовых точек позициях для осуществления маркировочного освещения дальних зон Вашего сада.

Индиректы или светильники отраженного света

Классический индиректТакой световой прибор по своей конструкции чаще всего представляет направленную вверх под каким-либо углом полую трубу с размещенным в ней источником света (лампой) и световодом, роль которого могут исполнять полированные внутренние стенки трубы, для дополнительных оптических эффектов на выходе из этой трубы могут использоваться различные рассеиватели, цветные светофильтры и линзы.  Над трубой располагается крышка-отражатель, которая в зависимости от ее формы, материала и рельефа поверхности,  угла наклона направляет световой поток вниз. Для упрощения конструкции труба с источником света у отдельных производителей может заменяться на небольшой прожектор.

Такая конструкция светового прибора позволяет свести к минимум слепящий эффект, который, однако, в зависимости от мощности и типа прибора может проявляться при нахождение непосредственно под светильником. В светильниках отраженного света из-за того, что световому потоку предстоит пройти сложный путь перед тем как начать выполнять свои функциональные обязанности, используются, как правило, мощные металлогалогенные лампы, обеспечивающие, в том числе, и хорошую цветопередачу.

Светодиодный индиректВ частном домостроении индиректы идеальны при освещении парковок автомобилей и спортивных площадок, но при этом следует помнить о том, что на небольших приусадебных участках данный тип светильников нужно использовать очень осторожно, так как мощный заливающий свет и достаточно большие размеры самого светильника могут диссонировать с ландшафтным дизайном Вашего объекта или его архитектурными характеристиками. Следует отметить, что отдельные производители предлагают компактные индиректы.

Тем не менее, развитие светодиодных источников света позволяет на сегодня производителям создавать интересные компактные модели индиректов с использованием светодиодов в качестве источников света, что не только обеспечивает значительную экономию электроэнергию, длительный срок службы, но и делает возможным их применение в ландшафтном освещении приусадебных участков.

Столбики или болларды (bollard)

Правильное использование боллардовПо сути являются частным случаем классических светильников, объединяет которые схожий конструктивный дизайн, чаще всего тяготеющий к стилю «хайтек», поверхность чаще всего представляет собой пластик, полированный металл, каменную или "под камень" отделку. Высота таких световых приборов колеблется в пределах 0,5 – 1 метр, что несмотря на попытку отдельных продавцов выдавать их в качестве оптимального варианта для ОСВЕЩЕНИЯ поверхности дорожек, никак не уменьшает их слепящий эффект, так как кривая распределения света у них носит тот же самый синусный, т.е. «свечу во все стороны», характер.

Из вышеуказанных характеристик следует, что болларды могут применяться в основном как элементы системы ландшафтного освещения для МАРКИРОВКИ периметра дорожек и парковочных площадок и нецелесообразны на малых приусадебных участках в принципе. Проще говоря идеальный боллард в ландшафтном дизайне должен ТОЛЬКО светиться, но не освещать и слепить.

Дорожные светильники или pathlights

Декоративные дорожные светильникиПопытка устранить очевидный недостаток боллардов для возможности использования их в ландшафтном дизайне привела к появлению собой категории дорожных светильников или т.н. в англоязычной литературе pathlights, которые характеризуются КОСИНУСНОЙ кривой распределения света, т.е. световой поток у них, исходя из задачи функционального освещения поверхностей дорожно-тропиночной сети или просто пути следования, направлен строго вниз.  Высота таких дорожных светильников не может превышать 150 см (уровень глаз среднестатистического человека), что позволяет полностью устранить слепящий эффект.

Дорожные светильники в основном выпускаются в двух типах исполнения: первый представлен в строгих линиях классических форм, второй, как правило, имеет меньшие размеры и копирует природные формы: цветы-колокольчики, грибы и т.п. Соответственно, если Вам необходимо осветить довольно большую дорожно-тропиночную сеть и Вы не хотите привлекать внимание наблюдателя к самим светильникам – выбирайте первый вариант, если Вы располагаете небольшим участком и хотите, чтобы светильники и сами по себе были арт-объектами – выбирайте второй вариант для реализации своего ландшафтного дизайна.

Встраиваемые светильники

Представлены в Республике Беларусь крайне узким ассортиментом, при том, что в ландшафтном освещении они играют важную роль. В данной категории, как это следует из самого названия, конструкция светильника разработана таким образом, чтобы обеспечить возможность встраивания светового прибора непосредственно в освещаемую поверхность.

С точки зрения ландшафтного дизайна следует четко разделять две основные категории встраиваемых светильников, разделение это в некоторой степени условно, поскольку будучи повернутым на 90 градусов относительно горизонтальной оси светильник может менять свое функциональное назначение:

Встраиваемый грунтовый светильникГРУНТОВЫЕ светильники, предназначенные для монтажа в горизонтальные поверхности (дорожки, тропинки и т.п.). В данной группе можно выделить светильники с открытым светом, световой поток у которые направлен строго вертикально вверх относительно поверхности светильника (и соответственно освещаемой поверхности),  и различные виды светящихся камней и брусчаток. Грунтовые светильники используются для создания МАРКИРОВОЧНОГО освещения, исходя из этого, особенно для часто эксплуатируемых в темное время суток зон приусадебного участка оптимально использовать светящуюся брусчатку, которая обладает меньшим слепящим эффектом. В этом сегменте существуют решения, свечение которых основывается на использовании солнечных батарей или за счет красителей со светонакопительным эффектом, что позволяет осуществить маркировочное освещение без электричества.

Подсветка ступенейВСТРАИВАЕМЫЕ в ВЕРТИКАЛЬНЫЕ поверхности светильники применяются в ландшафтном дизайне для достижения того самого идеального эффекта освещения поверхности без видимого источника света.  Свет от такого светильника направляется параллельно поверхности земли, соответственно не создает слепящего эффекта, кроме того данные светильники остаются скрытыми днем, что позволяет не предъявлять высокие требования к их дизайну и, соответственно, снижает стоимость таких решений. Встраиваемые в вертикальные поверхности светильники – оптимальное решение для ОБЩЕГО и ДЕКОРАТИВНОГО ОСВЕЩЕНИЯ поверхностей мощения, лестниц, подпорных стенок и т.п.

Оптоволоконные гибкие световоды

Подсветка бассейна световодамиВ подобных осветительных приборах световой поток передается от источника света по т.н. оптоволокну к рассеивателю или линзе. Источником света в этом случае могут служить лампы накаливания, галогенные или металлогалогенные лампы, светодиоды. Такие светильники применяются в основном для создания ДЕКОРАТИВНОГО освещения, например, светящегося «звездного неба» на верхних плоскостях малых архитектурных форм или россыпи светящихся точек на поверхности террасы.

В связи с тем, что оптоволокно передает только свет, а не электрический ток, практически не происходит нагрева светящегося объекта и световода, поэтому данная технология идеальна для освещения не только в тех местах, где есть опасность поражения электрическим током (подсветка бассейнов и искусственных водоемов) и в труднодоступных местах, но и в самых проблемных зонах участка с повышенными требованиями к пожарной безопасности.

Декоративные или эффектные светильники

Оптоволоконные системы освещенияОтличительной характеристикой светильников этого типа является то, что они обеспечивают создание светового рисунка на освещаемой поверхности. Конструкция плафонов таких светильников создает направленные потоки света, что исключает ослепляющий эффект.

Кроме этого оригинальные световые эффекты могут достигаться при создании комбинированных систем освещения, когда в единой связке используются, например, светодиодные светильники, оптоволоконные световоды, различные отражатели и рассеиватели.

Высоковольтная или низковольтная система

Не существует однозначного ответа на этот вопрос, поскольку каждая из систем обладает своими плюсами и минусами, исходя из целого ряда факторов.

Неправильное использование боллардовВысоковольтная система освещения (220 и более вольт) требует значительных вложений на стадии прокладки кабеля, так как в целях электробезопасности высоковольтный кабель прокладывают на глубине не менее 70 см, чтобы предотвратить его повреждения при выполнении земляных работ впоследствии. При этом также для того, чтобы защитить кабель от естественных перемещений грунтов, его размещают в специальной гофротрубе из пластика или полиэтилена низкого давления. Исходя из указанных выше особенностей укладки высоковольтной проводки можно понять, что при ее проектировании необходимо максимально полно учесть все детали будущего освещения и электроснабжения.  Учитывая спонтанный характер проектирования и строительства преобладающего большинства объектов загородной недвижимости – это зачастую представляется крайне сложным. Все же новые дополнения к прежней схеме электрической высоковольтной проводки, осуществляемые на последующих этапах потребуют больших затрат, а в ряде случаев и вообще невозможны к реализации.

Именно по этой причине владельцы приусадебных участков применяют на участках также и низковольтные системы освещения.

Маркировочное освещение дорогиНизковольтная система характеризуется как правило использованием напряжения 12 вольт, что делает ее достаточно безопасной в последующей эксплуатации, единственным рекомендованным исключением является применение низковольтных световых приборов в искусственных водоемах, где предполагается купание или плавательных бассейнах. Выбор световых приборов и монтаж самого освещения на таких объектах оптимально доверить специалистам. Очевидным достоинством этой системы является ее гибкость, что позволяет достаточно легко менять размещение световых приборов без капитальных инвестиций в систему электропроводки. Спорным достоинством низковольтных систем является поверхностная прокладка, поскольку возможность закладки такой проводки, например, на глубине в 30 см с одной стороны снижает стоимость земляных работ, но значительно повышает риски повреждения такой проводки при последующих строительных или озеленительных работах. Для того, чтобы снизить опасность повреждения такой проводки  - ее также рекомендуется закладывать в гофротрубу.

Минусы данной системы состоят в том, что в ней необходимо использовать т.н. понижающие трансформаторы (причем отдельный трансформатор на каждый контур освещения), размещать которые необходимо как можно ближе к объекту энергопотребления.  Низковольтная система требует использования, например, галогенных светильников, которые несмотря на пониженное энергопотребление и отличную цветопередачу, при этом крайне чувствительны к скачкам напряжения и могут выходить из строя из-за нестабильности напряжения в сети. Кроме того, мощные индукционные трансформаторы могут издавать неприятный гул. Более того, каждый такой трансформатор создает отдельную проблему для ландшафтного дизайнера, поскольку его необходимо не только спрятать от глаз наблюдателя, обеспечить его гидроизоляцию и сохранить возможность легкого доступа к нему для осмотра или замены.

Светонакопительная окраска брусчаткиРезюмируя можно сказать следующее: использование только высоковольтной системы с жестко фиксированными и встраиваемыми светильниками целесообразно для «старого» устоявшегося участка и зрелого сада. При благоустройстве нового земельного участка практичнее для целей ландшафтного освещения изначально применять низковольтные системы освещения, в том числе с размещением части светильников на штырях с запасом питающего кабеля, что позволит Вам проводить их перемещение вслед за изменением Ваших предпочтений и ростом растений и деревьев.

По нашему мнению в ходе разработки ландшафтного дизайна и последующего благоустройства территории оптимально комбинировать обе системы, зная их плюсы и минусы с тем, чтобы обеспечить оптимальное соотношение «стоимость-гибкость» системы ландшафтного освещения.

 

В следующей статье мы расскажем о том, как практически можно организовать подсветку растений и деревьев в Вашем проекте ландшафтного дизайна, какие типы ламп и светильников оптимально применять для решения той или иной художественной задачи.

Комментарии (0)Просмотров (696)


Зарегистрированный
Анонимно